Чай в Америке

27 Jul 2009

До 1670 года английские колонисты в Бостоне не знали о чае, и еще 20 лет спустя чай не был доступен в продаже. Впервые Чайные Сады были открыты в Нью-Йорке, где о чае узнали от жителей бывшей голландской колонии. Новые сады были сосредоточены вокруг природных источников, которые отцы города оборудовали насосами для содействия “чайному безумию” (“tea craze”). Наиболее известный из чайных родников был на месте, где позднее построили Парк Роу Стрит.

К 1720 году чай стал основным и общепринятым торговым продуктом между колонией и метрополией. Особенно любили этот напиток женщины, жившие в колонии. Позднее этот фактор помог Англии принять важное политическое решение. Чайная торговля была сконцентрирована в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии – ведущих центрах американского восстания. Так как чай облагался огромными налогами, то в колонии проникала контрабанда от независимых американских купцов из дальних портов. Они, в свою очередь, получали травяные чаи от индейцев. Руководители тогдашней John Company (до слияний с the East India Company, Ост-Индской компанией) крайне негативно реагировали на эту ситуацию. Их доходы из-за контрабанды снижались. Руководители чайной компании оказывали давление на Парламент, чтобы он принял соответствующие меры. Ждать оставалось недолго.

Чай и Американская революция.

Англия недавно закончила войну со Францией и Индией, поэтому с точки зрения Англии было бы выгоднее освободить колонии от влияния Франции, чтобы стабилизировать торговлю. Таково было мнение Парламента, что основные затраты должны нести колонии. В конце концов, войны велась ради прибыли Англии. Чарльз Таунсенд предложил первые налоговые меры, которые ныне носят его имя. Эти меры подразумевали высокий налог на газеты (в которых, считал Парламент, печаталось слишком много свободных мыслей), лицензии для закусочных (в которых ведутся слишком свободные разговоры), юридические документы, брачные свидетельства и документы для регистрации в порту. Колонисты протестовали против налогов, которые были огромными и ввелись без согласия людей, это были репрессивные меры. Среди налогов также, в июне 1767 года был введен налог на чай. Этот момент принято считать началом американской борьбы за независимость. Таунсенд умер три месяца спустя и не мог знать, что предложенный им налог способствовал возникновению новой нации.

Бостонское Чаепитие

Бостонское Чаепитие

Колонисты протестовал и открыто покупали импортный чай, в основном, привозимый из Голландии. John Company пребывала в трудном финансовом положении, ее доходы стремительно падали. К 1773 году компания объединилась с другим бывшим монополистом в чайной торговле, Ост-Индской компанией. Новый Лорд Казначейства, Лорд Норс, в ответ на давление со стороны компаний, предоставил образовавшейся компании разрешение на торговлю непосредственно с колонистами в обход колониальных купцов. В составлении этой стратегии, Англия рассчитывала на известное увлечение чаем американских женщин. Правительство рассчитывало на рост спроса на продукт. Однако, это было большим заблуждением. В колониях, женщины обещали публично на собраниях и в газетах не пить английский чай до тех пор, пока справедливость не будет восстановлена.

Бостонское чаепитие.

К 16 декабря положение дел ухудшилось настолько, что мужчины Бостона, переодетые в коренных индейцев, сбрасывали с палубы кораблей, находившихся в порту, сотни фунтов чая прямо в воду. Истории известно это событие под названием – Бостонское чаепитие. Участие в этой акции протеста принимали Самуэль Адамс и Джон Хэнкок. В ответ на такой протест Англия направила в Бостон силы военно-морского флота. Порт был закрыт, а Бостон оккупирован королевскими войсками. Лидеры колоний встретились, так началась революция.

Торговля продолжается на Востоке.

Несмотря на озабоченность по поводу событий в Америке и Англии, интерес к чаю не пропадал и все внимание было приковано к производителям на Востоке. На Востоке возник чай, и со временем торговля чаем стала способом жить и зарабатывать для жителей восточных стран. Здесь даже возник особый язык “английский пиджин”, который нужен был исключительно для облегчения торговли. Язык был основан на сочетании английского, португальского, индийского языков с китайским произношением. Само слово “пиджин” (англ. pidgin) образовалось от китайского выражения “делать бизнес”. Многие слова из того языка прочно укрепились в английском языке, например:

  • “mandarin” (от португальского “mandar” – заказ) означало наименование официального лица, уполномоченного императором торговать чаем,
  • “cash” (от португальского “caixa” – сумка или коробка с деньгами) означало валюту для проведения транзакций с чаем,
  • “caddy” (от китайского слова, обозначавшего 1 фунт веса) – стандатрный контейнер с чаем для торговли,
  • “chow” (от индийского слова, обозначавшего продовольственный груз) – обозначение еды.
  • Опиумные войны.

    Языковой барьер не был такой серьезной проблемой, как валюта. Огромные суммы денег были потрачены на чай. Если вывозить столь огромные деньги из Англии, то финансовая система страны рухнет, не говоря уже о том, что физически перевозить такие деньги по миру было невозможно. John Company видела выход в использовании плантаций недавно занятых Индией. Компания могла бы выращивать в Индии недорогой урожай опия и использовать его в обмен на чай. Благодаря вызываемой наркотической зависимости от опия, обороты его росли бы день ото дня.

    Китайские императоры пытались сохранить расстояние между своим народом и “дьяволами” с Запада. Но беспорядки, начавшиеся в Китае, и иностранные военные могли сократить этот расстояние. Вспыхнула Опиумная Война с Англией, и англичане готовы были воевать ради того, чтобы иметь возможность свободно продавать опий. В 1842 года Англия смогла получить достаточное военное преимущество, чтобы обеспечить с помощью силы себе возможность продавать опий в Китае спокойно до 1908 года.

    Америка участвует в торговле чаем.

    Первые три американских миллионера: Перкинс из Бостона, Стивен Жирар из Филадельфии, Джон Джейкоб Астор из Нью-Йорка сделали свое состояние на торговле с Китаем. Америка начала прямые торговли с Китаем вскоре после окончания революции в 1789 году. Новые быстрые корабли Америки обгоняли старые и медленные корабли Англии, которые до сих пор доминировали в торговле. Это заставило Англию обновить свой флот.

    На новых американских кораблях была создана система отчетов, которая почти неизменна и по сей день и учитывает скорость и расстояние, проделанное кораблем. Джон Джейкоб Астор начал торговлю в 1800 году. Он требовал минимальной прибыли от каждого вложения – 50%, и нередко получал 100% прибыли. Стивен Жерар из Филадельфии был известен как “добрый торговец чаем”. Его крайне необходимые тогда кредиты молодому американскому правительству позволили стране улучшить вооружение к войне 1812 года. В приюте для сирот, основанном им по сей день славят его доброе имя. Томас Перкинс происходил из одной из старейших семей морских торговцев. Китайцы доверяли ему, как джентльмену, поэтому его слова помогали ему проводить огромные сделки по всему миру без каких-либо письменных договоров. Его слова и рукопожатия было достаточно.

    Секрет успеха этих мужчин заключался в том, что ни одна сделка с их стороны не была оплачена опиумом. Америка была способна свергнуть английскую чайную монополию, потому что ее корабли были быстрее и купцы платили золотом.

    Развитие мировых чайных плантаций.

    Шотландский ботаник и открыватель Роберт Фортун, который свободно говорил по-китайски, смог проникнуть в Китай в первые годы после Опиумной Войны. Он смог получить несколько тщательно хранимых в строгом секрете семян чая и сделать записки о методе выращивания этого растения. При поддержке монарха, проводились различные эксперименты по выращиванию чая в Индии. Многие из них провалились по причине выбора неподходящих почв, неправильных методов посадки, которые предпринимал младший сын благородной семьи. Пройдя через многие неудачи, Роберт Фортун смог найти безупречный способ. После многих лет проб и ошибок английская чайная плантация Фортуна в Индии и других частях Азии процветала. Были основаны многие чайные маркетинговые компании и создано промышленное производство чая в 1880-х годах.