Появление чая на Руси

11 Feb 2010

Интерес в России к чаю возник в то самое время, когда в 1618 году китайские посол подарил царю Алексею Михайловичу несколько сундуков чая. Императорская Россия попыталась привлечь Китай и Японию к торговле в то же самое время, что Ост-Индская компания.

В 1558 году, царь Иван IV предоставил во владение семье известного купца Строганова земли Сибири. Единственным условием было – освоить обширные земли региона. Казаки, которые служили царю, охраняя приграничные земли, организовали общины по всей степи. В 1581 году казаки достигли реки Иртыш, а в 1610 году – реки Енисей. В 1645 году русский исследователь Дежнев достиг берегов Тихого океана. После долгих споров о границе между Китаем и Россией был заключен Нерчинский Договор (1689). Согласно договору была определена общая границы России с Китаем, которую караванам с чаем разрешалось свободно пересекать в обе стороны. Но все же, было большое препятствие в торговле между двумя странами. Длина торгового пути была более 17700км, дорога проходила через горную местность и чтобы преодолеть расстояние требовалось около 16 месяцев. Караваны состояли из 200-300 верблюдов. Все это делало затраты на перевозку чая огромными, а цена в итоге была настолько велика, что чай был доступен только состоятельным людям и членам царской семьи. Через несколько лет, в конце 18-го века цена на чай несколько снизилась и продукт стал более доступен и популярен в обществе. Теплый, приятный и ароматный напиток пришелся по нраву русским.

подстаканник

подстаканник

Чай варили в самоваре, идея его была позаимствована из тибетской культуры. Самовар ставили в центре дома и он мог работать целый день. Гостей поили чаем из прозрачных стаканов в серебряных подстаканниках, это очень напоминало турецкие кофейные чашки. Обычно чай заваривали очень крепкий, сластили сахаром или пили с медом или вареньем.

С завершением строительства Транс-Сибирской Магистрали в 1900 году необходимость перевозки чая караванами отпала. Когда в стране началась революция чай был одним из основных товаров обмена. И по сей день этот напиток остается самым популярным в русском обществе.