История возникновения чая

27 Jul 2009

Возникновение чая.

История чая берет начало более 5000 лет назад в Древнем Китае. Согласно легенде, император Шэнь-Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее нельзя было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона государства Шэнь-Нун и его свита остановились на отдых. В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала коричневой. Будучи любознательным император заинтересовался полученным результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь-Нун нашел напиток освежающим и приятным. Так и появился чай, согласно легенде. К сожалению, подтверждений истории возникновения чая не найдено, но многие ученые-мифологи считают, что легенда очень близка к реальности.

Распространение чая в Китае.

С момента открытия чая традиция добавления листьев чайного растения в кипящую воду, для получения ароматного и приятного напитка, прочно укрепилась в Китае и становилась все популярнее. Китайцы также заметили, что чай обладает многими полезными свойствами, благодаря чему долгое время считали его исключительно лекарственным напитком. Традиция проникала во все сферы жизни.

китайский иероглиф "cha"

китайский иероглиф "cha"

В 800 году н.э. Лу Юй написал первую книгу о чае, “Ча Цзин” или “Трактат о чае”. Лу Юй был сиротой и воспитывался буддийскими монахами в одном из лучших китайских монастырей. В зрелом возрасте он ушел в отставку и провел 5 лет в уединении. Благодаря своей наблюдательности, он сохранил воспоминания о местах и событиях из своей жизни. Лу Юй записал и систематизировал различные методы выращивания и приготовления чая, которые использовались в Древнем Китае. Ему покровительствовал сам император. Работа Лу Юй отражала дзен-буддийскую философию, которую автор впитал будучи ребенком. Он описал именно ту форму чайной церемонии, которую позднее дзен-буддийские миссионеры представили в Японии.

Благодаря своим полезным свойствам, до 5 века н.э. чай в основном использовался как оздоравливающий напиток и применялся в медицине. Среди высших сословий Китая дарить пакетики чая на торжество стало модно. Чай был очень ценным подарком. Кроме того, чаепитие постепенно становилось обязательным мероприятием на встречах и во время домашних обедов. В то же время стала развиваться китайская чайная церемония, она становилась популярнее и популярнее, а затем достигла Японии.

Распространение в Японии.

Первые семена чайного дерева были привезены в Японию буддийским монахом по имени Эйсай. Он видел, каково значение чая в Китае, как этот напиток помогает укреплять религию. В настоящий момент Эйсай известен как “отец чая” в Японии, а чай до сих пор в этой стране ассоциируется с дзен-буддизмом. Распространение чая в Японии спонсировал сам император, поэтому довольно быстро чай стал популярен при дворе, затем в монастырях, а позже – в разных сферах общества.

Чаепитие стало формой искусства в результате создания японской чайной церемонии. Лучшее описание этой сложной формы искусства дал греко-ирландский журналист-историк Лафкадио Херн. Он был одним из немногих иностранцев в то время, кому было предоставлено гражданство в Японии. В своих наблюдениях он писал: “Чайная церемония требует многих лет обучения и практики, чтобы владеть искусством… детали этого искусства означают не более, чем приготовление и подача чашки чая к столу. Крайне важный вопрос заключается в том, что действие должно быть произведено безупречно, в наиболее вежливой, наиболее изящной и очаровательной манере, насколько это возможно”.

чайные гранулы

чайные гранулы

Особая форма архитектуры была разработана для “чайных домов”. Кроме того, хозяйки гостиниц и официантки, называемые гейшами, учились искусство проведения чайной церемонии. По мере того, как все больше и больше людей интересовалось чаем, сложившимся искусством чаепития простота первоначальной дзен-концепции была потеряна. Чайная церемония стала шумной и пышно украшенной. “Чайные турниры” проводились среди богатых вельмож, где соревновались между собой за богатые призы в названии различных чайных смесей. Победители турниров награждались подарками в виде ювелирных изделий, оружия, шелка, что было абсолютно немыслимо в рамках первоначального дзен отношения к церемонии.

Три великих дзен священника все-таки вернули чай на его исконное место в Японском обществе. Первым из них был Иккю (1394-1481) – принц, который стал священником, он успешно учил знатных вельмож не превращать чайную церемонию в шумное и пышное мероприятие. Мурата Сюко (1422 – 1502) был учеников Иккю, а также очень влиятельным сторонником повторного введения в стране традиции чайной церемонии. Третьим был Сен но Рикю ( 1521 – 1591) – священник, который установил жесткие стандарты на проведение чайных церемоний, которые широко используются и по сей день.