Возникновение чая.
История чая берет начало более 5000 лет назад в Древнем Китае. Согласно легенде, император Шэнь-Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее нельзя было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона государства Шэнь-Нун и его свита остановились на отдых. В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала коричневой. Будучи любознательным император заинтересовался полученным результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь-Нун нашел напиток освежающим и приятным. Так и появился чай, согласно легенде. К сожалению, подтверждений истории возникновения чая не найдено, но многие ученые-мифологи считают, что легенда очень близка к реальности.
Распространение чая в Китае.
С момента открытия чая традиция добавления листьев чайного растения в кипящую воду, для получения ароматного и приятного напитка, прочно укрепилась в Китае и становилась все популярнее. Китайцы также заметили, что чай обладает многими полезными свойствами, благодаря чему долгое время считали его исключительно лекарственным напитком. Традиция проникала во все сферы жизни.
В 800 году н.э. Лу Юй написал первую книгу о чае, “Ча Цзин” или “Трактат о чае”. Лу Юй был сиротой и воспитывался буддийскими монахами в одном из лучших китайских монастырей. В зрелом возрасте он ушел в отставку и провел 5 лет в уединении. Благодаря своей наблюдательности, он сохранил воспоминания о местах и событиях из своей жизни. Лу Юй записал и систематизировал различные методы выращивания и приготовления чая, которые использовались в Древнем Китае. Ему покровительствовал сам император. Работа Лу Юй отражала дзен-буддийскую философию, которую автор впитал будучи ребенком. Он описал именно ту форму чайной церемонии, которую позднее дзен-буддийские миссионеры представили в Японии.
Благодаря своим полезным свойствам, до 5 века н.э. чай в основном использовался как оздоравливающий напиток и применялся в медицине. Среди высших сословий Китая дарить пакетики чая на торжество стало модно. Чай был очень ценным подарком. Кроме того, чаепитие постепенно становилось обязательным мероприятием на встречах и во время домашних обедов. В то же время стала развиваться китайская чайная церемония, она становилась популярнее и популярнее, а затем достигла Японии.
Распространение в Японии.
Первые семена чайного дерева были привезены в Японию буддийским монахом по имени Эйсай. Он видел, каково значение чая в Китае, как этот напиток помогает укреплять религию. В настоящий момент Эйсай известен как “отец чая” в Японии, а чай до сих пор в этой стране ассоциируется с дзен-буддизмом. Распространение чая в Японии спонсировал сам император, поэтому довольно быстро чай стал популярен при дворе, затем в монастырях, а позже – в разных сферах общества.
Чаепитие стало формой искусства в результате создания японской чайной церемонии. Лучшее описание этой сложной формы искусства дал греко-ирландский журналист-историк Лафкадио Херн. Он был одним из немногих иностранцев в то время, кому было предоставлено гражданство в Японии. В своих наблюдениях он писал: “Чайная церемония требует многих лет обучения и практики, чтобы владеть искусством… детали этого искусства означают не более, чем приготовление и подача чашки чая к столу. Крайне важный вопрос заключается в том, что действие должно быть произведено безупречно, в наиболее вежливой, наиболее изящной и очаровательной манере, насколько это возможно”.
Особая форма архитектуры была разработана для “чайных домов”. Кроме того, хозяйки гостиниц и официантки, называемые гейшами, учились искусство проведения чайной церемонии. По мере того, как все больше и больше людей интересовалось чаем, сложившимся искусством чаепития простота первоначальной дзен-концепции была потеряна. Чайная церемония стала шумной и пышно украшенной. “Чайные турниры” проводились среди богатых вельмож, где соревновались между собой за богатые призы в названии различных чайных смесей. Победители турниров награждались подарками в виде ювелирных изделий, оружия, шелка, что было абсолютно немыслимо в рамках первоначального дзен отношения к церемонии.
Три великих дзен священника все-таки вернули чай на его исконное место в Японском обществе. Первым из них был Иккю (1394-1481) – принц, который стал священником, он успешно учил знатных вельмож не превращать чайную церемонию в шумное и пышное мероприятие. Мурата Сюко (1422 – 1502) был учеников Иккю, а также очень влиятельным сторонником повторного введения в стране традиции чайной церемонии. Третьим был Сен но Рикю ( 1521 – 1591) – священник, который установил жесткие стандарты на проведение чайных церемоний, которые широко используются и по сей день.